История создания
Золоченые купола Исаакиевского собора - такой же общепризнанный символ Санкт-Петербурга, как кораблик на шпиле Адмиралтейства или ангел Петропавловского собора. Один из крупнейших храмов Старого Света объединяет в единый ансамбль Сенатскую и Исаакиевскую площади, на фоне его силуэта мы видим Медного всадника и знаменитых пушкинских львов дома Лобанова-Ростовского. В создании этого грандиозного сооружения объединились талант Огюста Монферрана и инженерный опыт Августина Бетанкура, гении живописца Карла Брюллова и скульптора Ивана Витали, мастерство русских камнерезов и ломщиков гранита и знания создателя гальванопластики профессора Б.С. Якоби.
Из-за частых затоплений берега Невы самой природой не были предназначены для заселения. Не случайно до прихода русских войск здесь располагались только две маленькие деревушки и два шведских поместья. Местные жители не советовали царю Петру Алексеевичу осваивать эту местность, но новая столица России не могла расти и развиваться только на островах дельты Невы. И Петр I принял решение ставить здесь главную в стране верфь - Адмиралтейство.
Первые Исаакиевские соборы самым непосредственным образом связаны с именем основателя города, с Адмиралтейством и созданием Русского линейного флота.
В 1706 году на верфях Адмиралтейства трудились уже более 10 000 человек, и им, так же, как и жителям мастеровых слобод, надо было предоставить возможность исполнения религиозных обрядов. Церквей рядом с Адмиралтейством тогда не было, мосты через Неву еще не были наведены, а переезд на другой берег реки, в собор св. Петра и Павла, например, для принятия присяги флотскими чинами, отнимал много времени.
Петр Алексеевич, как обычно, решил вопрос быстро и эффективно, и в конце 1706 года распорядился подыскать подходящее помещение для церкви. Этим храмом царь пожелал увековечить имя своего ангела-хранителя - Петр I родился 30 мая по старому стилю, в день поминовения св. Исаакия Далматского.
Первая Исаакиевская церковь была создана под руководством графа Ф.М.Апраксина на деньги, выделенные для строительства Адмиралтейства. Это был переоборудованный под храм чертежный амбар размером 9 х 18 м. Он находился с запада от Адмиралтейства, в 40 - 50 м от Невы. Шатровая крыша храма высотой 4 - 4,5 м была покрыта водонепроницаемым воско-битумным составом черно-коричневого цвета, которым смолили днища кораблей. Шпиль церкви венчал крест, на башне подвесили небольшие колокола.
Амбар переделали в церковь всего за три месяца, и уже в мае 1707 года храм освятили.
Наспех переоборудованное строение было малопригодно для богослужений. Об этом свидетельствует переписка между настоятелем храма о. Василием и графом Апраксиным. Священник неоднократно просил утеплить здание, сделать еще одну печь, жаловался на задержку денежных выплат. Кроме того, помещение храма не было рассчитано на большое скопление людей и множество горящих свеч. В зимнее время это приводило к конденсации влаги на потолочных балках и к их разрушению.
Скорее всего, именно эти причины побудили Петра I в 1709 году провести дополнительные работы в храме. Заменили покрытие крыши, прорубили два слуховых оконца для вентиляции чердачного помещения, установили вторую печь и обе печи выложили изразцами. Шпиль и купол покрыли листовым железом и выкрасили. Вокруг храма установили забор, чтобы пасущиеся на Адмиралтейском лугу козы и коровы не подходили к церковным стенам. Внутри ограды установили звонницу в виде навеса на двух столбах, под которым повесили в ряд пять небольших колоколов.
Внутри собора заменили иконостас, сделали подвесной потолок, стены обтянули штофной тканью, установили дополнительные фонари у входа и шандалы.
Петр Алексеевич придавал этому храму большое значение. Именно здесь 19 февраля 1712 года состоялось его венчание с Екатериной Алексеевной (императрицей Екатериной I), а с 1723 года по специальному указу императора только в Исаакиевской церкви должны были принимать присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства.
После победоносного завершения Северной войны (1700 - 1721 годы) опасность вражеского нападения на Санкт-Петербург уменьшилась, и можно было подумать о придании городу столичного блеска. Теперь уже первая Исаакиевская церковь, по статусу приравненная к Петропавловскому собору, не могла оставаться в переоборудованном чертежном амбаре. Новый проект храма разработал Г.И.Маттарнови. Это было здание, близкое по архитектурному решению к собору свв. Петра и Павла - с такими же высокой колокольней, шпилем, часами-курантами и небольшим куполом в средней части. Для храма выбрали место на 80 - 90 м западнее Адмиралтейства, в 20 - 25 м от берега Невы. Официально закладка второго Исаакиевского храма состоялась в августе 1717 года в присутствии императора. Вскоре Маттарнови умирает, а строительство завершают Н.Ф.Гербель, Г.Киавери и М.Земцов.
Под крышу собор был подведен в 1722 году, купол и два яруса колокольни закончены спустя два года, и с этого времени в храме проводят богослужения. Третий ярус колокольни, куранты и шпиль достроили только в 1727 году.
Ширина этого здания составляла 17,5 м, толщина стен - 1,5 м, высота колокольни - 23 - 24 м. Интерьер второй Исаакиевской церкви украшал золоченый деревянный резной иконостас, выполненный по рисунку И.П.Зарудного, подобный иконостасу Петропавловского собора.
Однако место для строительства выбрали неудачно. В то время берега Невы не были укреплены гранитом, и оползание грунта вызвало неравномерную осадку здания, трещины в стенах и сводах собора. К тому же в мае 1735 года от удара молнии церковь загорелась, и пожар довершил начавшееся разрушение. Восстановить храм было невозможно. Вскоре его пришлось разобрать.
В 1762 году архитектор С.И.Чевакинский разработал планировку новой городской площади - Исаакиевской - и предложил проект собора, который предполагал соорудить в ее центре. Но осуществить этот замысел не удалось.
Построить новый собор, связанный с именем Петра Великого, поручила архитектору Антонио Ринальди восшедшая на российский престол императрица Екатерина II.
Если бы Ринальди построил этот храм, то он мог бы стать лучшим творением архитектора в Санкт-Петербурге. Собор был задуман с пятью изящными, сложными по рисунку куполами и высокой трехъярусной колокольней. В его строительстве принимал также участие архитектор А.Ф.Вист.
Мраморная облицовка должна была придать изысканность цветовому решению фасадов. Но возведение храма затянулось почти на тридцать лет. Не завершив начатого, Ринальди после смерти Екатерины II покинул Петербург. Достраивал храм в царствование императора Павла I придворный архитектор Винченцо Бренна, при этом упростив и исказив замысел Ринальди. Вместо пяти изящных легких куполов возвели один массивный. Облицовка мрамором доходила только до карниза, а выше стены собора остались кирпичными. В результате получилось приземистое полумраморное кирпичное сооружение, не соответствующее парадному облику центра столицы. Это заставило правительство и Синод уже спустя семь лет после освящения третьего Исаакиевского собора задуматься о его перестройке.
В 1809 году объявили конкурс на создание нового Исаакиевского храма. В нем приняли участие известные зодчие А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, В.П.Стасов, Ч.Камерон, Т. де Томон, Д.Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса - требование Александра I сохранить в новом храме алтари предшествующего. Царь считал, что сносить их было бы "оскорбительным для памяти основателей". Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведет к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор. Царь с этим не согласился. Ни один из конкурсных проектов им одобрен не был.
В 1813 году, в разгар войны с Наполеоном Бонапартом, в Петербурге была предпринята еще одна попытка перестроить Исаакиевский собор. По тем же причинам, что и предыдущий, конкурс проектов завершился безрезультатно.
Разочаровавшись в своей затее, Александр I решил больше не проводить конкурсы. Но от идеи переделать Исаакиевский собор не отказался.
В 1816 году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Возглавил его талантливый инженер А.Бетанкур. В Комитет вошли архитекторы К.Росси, А.Модюи, А.А.Михайлов 2-й, инженеры П.П.Базен, М.Г.Дестрем и другие.
Император дал распоряжение Бетанкуру подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана.
Монферран трудился над проектом в течение всего 1817 года, и представил 24 эскизных проекта Исаакиевского собора в различных стилях.
Как и другим, его работу чрезвычайно затрудняла обязательность сохранения трех уже освященных алтарей старого собора.
Монферран предполагал значительно увеличить размеры барабана центрального купола, оставив для его опор два старых и построив два новых пилона. Это решение было непрофессиональным. Неравномерная осадка пилонов ослабляла конструкцию здания, соединение его старых и новых частей и фундаментов редко приводило к положительным результатам. Тем не менее, 20 февраля 1818 года Александр I утвердил проект и назначил его автора придворным архитектором.
В 1820 году Монферран издал альбом с 21-й гравированной таблицей, где изображались планы, фасады, эскизы будущего храма в сравнении с проектами Ринальди и Бренна. Девиз на титульном листе "Non omnis moriar" (не весь умру) сопровождал архитектора всю его жизнь. Но автору альбома вскоре пришлось пожалеть о сделанном. "Обнародованные" планы вызвали обвинения коллег в техническом несовершенстве проекта. Наиболее серьезные упреки в профессиональной неопытности и авантюризме высказал придворный архитектор Антуан Модюи, который представил в Совет Академии художеств докладную записку о несостоятельности Монферрана как архитектора.
Критика сводилась к трем основным положениям: сомнения в том, что фундамент будет достаточно прочен для нового собора, сложности связи старых и новых частей здания, неправильное проектирование главного купола. Помимо замечаний по существу, Модюи допустил выпады личного характера, что, по мнению посла Франции в России графа де ла Ферроне, было вызвано, скорее всего, завистью к успехам соотечественника.
Специально созданный Комитет Академии художеств рассмотрел в 1821 году возражения Модюи и сообщил князю А.Н.Голицыну о невозможности перестройки Исаакиевского собора без переработки проекта Монферрана.
По распоряжению императора члены Комитета три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения. В этом приняли участие В.П.Стасов, А.А.Михайлов 2-й, А.И.Мельников и А.А.Михайлов 1-й.
Согласившись с мнением опытных зодчих, Монферран выражает желание участвовать в "исправлении" собственного проекта. Он понимает, что его вариант нуждается в серьезной доработке. Внимательно изучив предложения, поправки и замечания членов Комитета, Монферран представил новый, более совершенный замысел, в котором предложил собственные решения наиболее принципиальных вопросов.
Так, в его новом проекте собор становится более компактным и завершенным. Главный купол занимает доминирующее положение, а правильно найденные пропорции портиков уравновешивают объем здания. Барабан купола установлен на четырех новых опорах, внутреннее пространство храма расширено.
В марте 1825 года проект получил Высочайшее одобрение. Таким образом, Монферран отстоял свое право быть автором одного из крупнейших купольных сооружений мира.
В строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы Д.В.Шебуев, А.П.Брюллов (брат Карла Брюллова) и Н.Е.Ефимов, А.И.Штакеншнейдер, А.И.Кракау, И.А.Монигетти и другие, для которых работа под руководством Монферрана стала школой подлинного архитектурно-строительного искусства.
Строительство Исаакиевского собора стало своеобразной практической академией отечественной архитектуры, где испытывались новые материалы, новые конструктивные приемы, изучались и применялись проектировочные и строительные методы. Так, следуя примеру Монферрана, русские зодчие начали широко применять в строительстве металлические конструкции.
Подготовлено А.П.Витушкиным |